Roman (rem_lj) wrote,
Roman
rem_lj

Unseen Academicals-30


Грубовато, конечно, называть кого-то "обитателем", но обитатели свечного подвала подходили под это определение тютелька в тютельку. Подвал был, фактически, их логовом. Если вы встречали их где-то в подземных лабиринтах университета, они стремительно убегали прочь, но в своём подвале они жили, спали и работали практически круглосуточно. Орехх лежал на старом матрасе, крепко обхватив себя руками. Гленда взглянула на него, повернулась к троллю и велела:
- Немедленно приведи сюда мистера Трева.
- Не могу сыскать мистера Трева, - снова повторил тролль.
- Продолжай искать! – Она опустилась на колени рядом с Ореххом. Его глаза закатились. – Мистер Орехх, ты меня слышишь?
Кажется, он очнулся.
- Вам надо уйти, - сказал он. – Это будет очень опасно. Дверь откроется.
- Что ещё за дверь? – спросила Гленда, стараясь, чтобы её голос звучал весело. Она посмотрела на других "обитателей", которые взирали на неё с тихим ужасом. – Эй, можете найти, чем его укрыть?
Простой вопрос заставил их в панике разбежаться.
- Я видел дверь, значит, она скоро опять откроется, - сказал Орехх.
- Лично я никакой двери не вижу, мистер Орехх, - заявила Гленда, озираясь.
Глаза Орехха широко распахнулись.
- Она у меня в голове.
Уединения в свечном подвале не существовало. Он представлял собой просто расширение коридора. Мимо всё время ходили люди.
- Я думаю, ты просто устал, мистер Орехх, - сказала Гленда. – Ты всё время работаешь и волнуешься обо всём, вот и заболел от этого. Тебе надо отдохнуть.
К её немалому удивлению, один из обитателей подвала вернулся и принёс простыню, которая даже сохранила гибкость в некоторых местах. Она укрыла Орехха, и как раз в этот момент прибыл Трев. Собственно, у него не было особого выбора, потому что Цемент тащил его, ухватив за воротник. Трев взглянул на Орехха, а потом на Гленду.
- Что с ним стряслось?
- Не знаю.
Она молча покрутила пальцем у виска, универсальный жест, означающий "с катушек съехал".
- Вам надо уйти. Здесь будет очень опасно, - стонал Орехх.
- Пожалуйста, скажи нам, что происходит, - взмолилась Гленда. – Пожалуйста, скажи мне.
- Не могу, - ответил Орехх. – Не могу произнести слова.
- Что это за слова? – спросил Трев.
- Слова, которые не желают произноситься. Очень сильные слова.
- Мы можем помочь? – настаивала Гленда.
- Тебя мутит? – допытывался Трев.
- Нет, мистер Трев. Сегодня утром желудочно-кишечный тракт исполнил свои функции вполне адекватно, - это было произнесено в привычной педантичной манере Орехха, но всё равно как-то странно.
- Может, в голове помутилось? – в отчаянии предположила Гленда.
- Да. В голове, - неожиданно согласился Орехх. – Тени. Двери. Не могу рассказать.
- Кто-нибудь может излечить твою болезнь?
Орехх помолчал, а потом сказал:
- Да. Вы должны найти для меня натурфилософа, прошедшего обучение в Убервальде. Они умеют приводить в порядок чужие мысли.
- Так, как ты помог Треву? – спросила Гленда. – Ты объяснил ему, что он на самом деле думает насчёт отца и всего прочего, и он стал от этого гораздо счастливее. Ведь правда, Трев?
- Да, - подтвердил Трев. – И нечего толкать меня локтем в бок. Мне действительно стало лучше. Тебя можно загипнотизировать? – спросил он, обращаясь к Орехху. – Я видел однажды в театре, фокусник просто покачал перед публикой блестящие часы на цепочке, и люди стали такое вытворять! Даже лаяли, как собаки.
- Да. Гипноз – важная часть методики, - ответил Орехх. – Он расслабляет пациента и даёт ему шанс расслышать собственные мысли.
- Ну и отлично, - сказала Гленда. – Тогда почему бы тебе не сделать всё самому? Что-нибудь блестящее я для тебя найду.
Трев вытащил из кармана свою любимую жестяную банку.
- Та-дам!! Кусок бечёвки у меня тоже где-то тут есть.
- Всё это прекрасно, но я не смогу задать сам себе правильные вопросы, если буду под гипнозом. Критически важно, чтобы формулировки были предельно точными, - сказал Орехх.
- Я всё предусмотрел, - успокоил его Трев. – Просто прикажу тебе сделать всё как надо. Ты ведь знаешь, какие вопросы надо задавать, если речь не идёт о тебе самом?
- Да, мистер Трев.
- А вот с Тревом ты говорил без гипноза, - справедливо напомнила Гленда.
- Верно, однако его мысли были скрыты неглубоко. Боюсь, до моих будет сложнее добраться.
- Тебя что, и правда можно загипнотизировать до такой степени, чтобы ты начал сам себе задавать правильные вопросы?
- В книге "Путь к Обману" Фарсбиндер изложил методику самогипноза, - ответил Орехх. – Так что это вполне возможно… - его голос затих.
- Тогда давай приступим к откровениям, - предложил Трев. – Моя бабуля всегда говорила: коли приспичит, не сдерживайся, лучше снаружи, чем внутри.
- Возможно, это не такая уж и мудрая идея.
- Мне она еще ни разу не навредила, - заметил Трев.
- То, чего я не знаю… То, чего я не знаю… - бормотал Орехх.
- Чего ты не знаешь? – спросила Гленда.
- То, чего я не знаю… - сказал Орехх. – …спрятано за дверью. Мне кажется, я поместил туда всё это, потому что сам не хотел знать.
- Но это значит, что ты знаешь то, чего не хочешь знать? – удивилась Гленда.
- Да.
- Ну, и насколько оно скверное? – поинтересовался Трев.
- Вероятно, очень скверное, - сказал Орехх.
- А что бы ты посоветовал в таком случае, например, мне? – спросила Гленда. – Я хочу знать правду, и немедленно.
- Нуу… - ответил Орехх, слегка запинаясь, - Полагаю, я сказал бы, что вам следует заглянуть за дверь, чтобы встретить то, чего вы не знаете, лицом к лицу, и чтобы мы вместе могли справиться с этим. По крайней мере, фон Кладполл в своей "Doppelte Berührungssempfindung" советовал поступать именно так. Фактически, подобные действия являются основой данного метода лечения.
- Тогда приступим, - сказала Гленда, поднимаясь на ноги.
- Однако что же такого плохого может быть у вас в голове, мисс Гленда? – Орехх умудрился проявить галантность даже в совсем неподходящей для этого зловонной обстановке свечного подвала.
- О, кое-что есть, - заверила его Гленда. – Невозможно прожить жизнь, не подцепив какую-нибудь гадость.
- Этой ночью у меня были сны, - сказал Орехх.
- Ну и что, у каждого порой случаются кошмары, - утешила его Гленда.
- Это были не просто кошмары, - ответил Орехх. Он поднял вверх и показал им свою руку.
Трев присвистнул.
- Ох, - сказала Гленда. А потом: - Это нормально?
- Не имею представления, - признался Орехх.
- Тебе было больно?
- Нет.
- Ну, может, у гоблинов с возрастом всегда так бывает? – предположил Трев.
- Да, может, им нужны когти, - поддержала Гленда.
- Вчера всё было так хорошо, - пожаловался Орехх. – Я стал частью команды. Команда была вокруг меня. Я был счастлив. А теперь…
Трев продемонстрировал ему помятую банку на куске грязноватой бечёвки.
- Может, тебе лучше бы разобраться во всём?
- Возможно, я ошибаюсь, - добавила Гленда, - но если ты не захочешь узнать о том, чего ты не хочешь знать, то в результате этого самого "чего ты не хочешь знать" станет больше, а потом ещё больше, и ещё, и так пока у тебя голова не лопнет.
- В ваших словах есть здравое зерно, - неохотно признал Орехх.
- Тогда помоги мне уложить его на кушетку, - сказал Трев. – Смотри-ка, он весь в поту, это нормально?
- Не думаю, - ответила Гленда.
- Мне будет гораздо спокойнее, если вы обмотаете меня цепями, - предложил Орехх.
- Что? С чего ты взял, что нам следует так поступить? – возмутилась Гленда.
- Я думаю, вам надо проявить осторожность. Через дверь кое-что просачивается. Это может быть опасно.
Гленда ещё раз посмотрела на когти. Они оказались чёрными, блестящими и по-своему даже изящными, но, честно говоря, трудно было вообразить, что подобные орудия предназначены для рисования картин или, скажем, приготовления омлета. Это же когти, а когти нужны, чтобы когтить, верно? С другой стороны, перед ней лежал мистер Орехх. Даже с когтями, он всё равно оставался Ореххом.
- Может, начнём уже? – предложил Трев.
- Я настаиваю на цепях, - упорствовал Орехх. – За четвёртой по счёту дверью отсюда есть старая кладовка, там полно всяких железок, в том числе и цепей. Пожалуйста, поторопитесь.
Гленда непроизвольно снова взглянула на когти, и увидела, что они стали длиннее.
- Да уж Трев, пожалуйста, поспеши.
Трев проследил за её взглядом и сказал:
- Оп-па, я мигом! Одна нога здесь, другая там.
И действительно, уже через пару минут она услышала звон цепей, которые Трев тащил за собой по коридору.
Вся эта история была настолько странной, что Гленда с трудом сдерживала слёзы. Орехх, не шевелясь, молча смотрел в потолок, пока они укладывали его на кушетку и осторожно опутывали цепями.
- Я нашел замкИ, но не нашёл ключей, - сказал Трев. – Я могу их защёлкнуть, но открыть будет нечем.
- Закрывайте, - велел Орехх.
Гленда вообще плакала очень редко, поэтому изо всех сил старалась не разрыдаться.
- Может, не надо? – спросила она. – Тут же всё время люди ходят, они увидят, чем мы занимаемся.
- А теперь качайте ваш маятник, мистер Трев, - распорядился Орехх.
Трев пожал плечами, и сделал, как было сказано.
- Теперь скажите мне, что я хочу спать, мистер Трев.
Трев прокашлялся и начал раскачивать банку.
- Ты точняк хочешь спать. Обалдеть как сильно хочешь спать.
- Хорошо. Я ощущаю сильную сонливость, - слабым голосом ответил Орехх. – А теперь вы должны велеть мне начать собственный психоанализ.
- Это что ещё такое? – встревожилась Гленда, которая всегда с подозрительностью относилась к незнакомым словам.
- Извините, - поправился Орехх. – Вы должны приказать мне начать детальное исследование моего собственного разума методом вопросов и ответов.
- Я же не знаю, какие вопросы задавать, - сказал Трев.
- Я знаю, - терпеливо напомнил Орехх. – Но вы должны приказать мне начать процесс.
Трев снова пожал плечами.
- Мистер Орехх, вы должны разобраться, что не так с мистером Ореххом, - сказал он.
- О, да, - произнёс Орехх слегка изменившимся голосом. – Фам утопно, мистер Орехх? Да, спасибо. Цепи почти не трут. Очччень хорошо. А теперь, расскажите мне о фашей матери, мистер Орехх. Я понимаю термин, однако, насколько могу припомнить, у меня никогда не было матери. Но всё равно, спасибо, что спросили, - сказал Орехх.
Так начался этот странный монодиалог. Гленда и Трев присели на каменные ступени, слушая, как тихий голос произносит:
- Ах, та. Пиплиотека. Ф пиплиотеке есть что-то особенное, мистер Орехх?
- В библиотеке очень много книг.
- А что ещё есть в пиплиотеке, мистер Орехх?
- В библиотеке много кресел и лестниц.
- А что есть в пиплиотеке, о чём фы не хотите говорить мне, мистер Орехх?
Они ждали. Наконец, тихий голос сказал:
- В библиотеке есть шкаф.
- Что неопычного ф этом шкафе, мистер Орехх?
Снова пауза. И снова тихий ответ:
- Я не должен открывать этот шкаф.
- Почему другая его половина говорит с убервальдским акцентом? – спросила Гленда Трева, позабыв об остром слухе гоблина.
- Фопросы, задафаемые с лёгким упервальдским акцентом, ф подопных опстоятельствах успокаифают пациента, - ответил Орехх. – А теперь, пудьте люпезны не прерыфать меня.
- Извини, - сказала Гленда.
- Ничего. Итак, почему фы не должны открыфать этот шкаф, мистер Орехх?
- Потому что я обещал Её Светлости не открывать его.
- Но фы фсё-таки открыли этот шкаф, мистер Орехх?
Ещё более длительная пауза.
- Я обещал Её Светлости не открывать его!
- Фы многому научились ф замке, мистер Орехх?
- Многому.
- Например, как делать отмычки, мистер Орехх?
- Да.
- Где сейчас та дферь, мистер Орехх?
- Прямо предо мной.
- Фы открыфали эту дферь, мистер Орехх. Фы думаете, что нет, но на самом деле открыфали. А теперь очень фажно, чтобы фы открыли её снофа.
- Но то, что за дверью, оно неправильное!
Двое подслушивающих вытянули шеи.
- Ничего непрафильного. Софсем ничего непрафильного. Ф прошлом, фы пыли молоды и открыли дферь по глупости. Но теперь, чтобы понять эту дферь, фы должны открыть её со фсей мудростью фзрослого. Открыфайте дферь, мистер Орехх, и мы фместе заглянем за неё.
- Но у меня больше нет отмычки.
- Природа фам поможет, мистер Орехх.
Гленда поёжилась. Наверное, это просто воображение, но ей показалось, что они больше не в свечном подвале.
Перед Ореххом протянулся коридор. Он ощутил, как всё спадает с него. Цепи, одежда, плоть, мысли. Остался лишь коридор, и шкаф, который медленно приближался. Шкаф со стеклянными дверцами. На гранях стекла поблёскивает свет. Он поднял руку и вытянул коготь, который прорезал дерево и стекло так, словно это был просто воздух. В шкафу была только одна полка, а на полке – только одна книга. С заголовком из серебра, обмотанная цепями из стали. Добраться до неё оказалось гораздо проще, чем в прошлый раз. Он уселся в кресло (которого до этой самой секунды здесь не было) и начал читать. Книга была озаглавлена: "ОРК".
Когда раздался крик, это был не крик Орехха. Звук шёл откуда-то сверху, из сплетения труб. Худая женщина в чёрном плаще ("Может, ведьма?" – подумала потрясенная Гленда) спрыгнула на каменные плиты пола и принялась озираться, словно кошка.
"Нет, скорее, как птица, - подумала Гленда. – Очень резкие движения".
А потом женщина открыла рот и закричала:
- Ак! Ак! Опасность! Опасность! Берегитесь! Берегитесь! – женщина-птица бросилась к кушетке, но Трев заступил ей путь. – Глупость! Орк сожрёт твои глаза!
Теперь крик звучал уже дуэтом: вторая женщина выскользнула из сумрака, спустившись вниз то ли на развевающемся плаще, то ли на крыльях. Они непрерывно двигались, в разных направлениях, но с одной целью – пытаясь прорваться к кушетке.
- Не бооойтесь, - прокаркала одна из них. – Мы на вааашей стороне. Мы здесь, чтобы защитить вас.
Гленда, вся дрожа от возмущения, вскочила на ноги, скрестив руки на груди. В этой позе она всегда ощущала себя более уверенно.
- Вы кто такие, вообще? Кто вам позволил падать с потолка и кричать на людей? А ещё из вас перья сыплются! Это отвратительно и недопустимо. Здесь… здесь, практически, зона приготовления пищи!
- Ага, выметайтесь отсюда, - поддержал её Трев.
- Молодцом, - прошипела Гленда уголком рта. – Теперь они призадумаются.
- Вы не понимаете, - сказала одна из тварей. Их лица выглядели очень странно: словно кто-то взял женщину и сделал из неё птицу. – Вы в большой опасности! Ак!
- От вас? – спросила Гленда.
- От орка! – ответило создание, и слово это прозвучало, словно крик. – Ак!

В мире теней, душа Орехха сидела рядом с открытым шкафом и читала книгу, страница за страницей. Он почувствовал кого-то рядом, и, подняв глаза, увидел Её Светлость.
- Почему вы не велели мне открывать эту книгу, Ваша Светлость?
- Потому что хотела, чтобы ты её прочел, - ответил голос вампирши. – Ты должен был сам открыть правду. Все мы находим правду только так, и не иначе.
- Но если правда ужасна?
- Думаю, ты и сам знаешь ответ, мистер Орехх, - произнёс голос Её Светлости.
- Ответ таков: ужасная или нет, правда есть правда, - сказал Орехх.
- И? – голос Её Светлости напоминал учительницу, которая подталкивает смышлёного ученика к нужному выводу.
- Из этого следует, что правду можно изменить, - сказал Орехх.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments